
Подскажите, батюшка…
- Как правильно отметить день рождения?
У православного христианина все в жизни должно быть связано с Богом. Мы даже когда пробуждаемся ото сна, как говорится в молитвослове, должны в первую очередь осенить себя крестным знамением. Все совершенное нами мы приносим к Богу, чтобы Он благословил, испрашиваем помощи в новых начинаниях. И день рождения человека можно сравнить с неким отрезком времени, продолжительностью в год, который мы приносим Богу. Конечно же, этот день следует особо наполнить присутствием Господа. Исповедь и причастие, благодарственная молитва, — вот то, чем мы должны начать этот день. Ну и, конечно же, нет греха в том, что бы разделить радость еще и с близкими и родными.
- Следует ли в записках отмечать «болящего», «путешествующего», и кто такие «непраздные»?
Да, такие пометки встречаются довольно часто. Зачем они нужны? Если мы вместе со священником молимся на молебне о каком-либо жизненном обстоятельстве, то такие пометки не имеют смысла. Например, служим молебен о болящих, соответственно все упомянутые вами в записке люди будут этими болящими, а на молебне о путешествующих – путниками. Если же мы подаем записку на общий молебен или Литургию, то неплохо будет отметить в ней особое состояние некоторых людей, чтобы батюшка прочел о них особые молитвы. Ну, а если, конечно, рассудить об этом шире, то мы молимся Господу, который сердцевидец, поэтому знает прошение каждого из нас и без пометок.
Непраздные – это женщины, носящие ребенка под сердцем.
- Скажите, какой смысл заказывать сорокоусты в нескольких церквях?
«Пока ты ездил в Иерусалим, Христос в твоем родном храме на службе был», — шутил как-то один священник. Шутки — шутками, а, действительно, гоняться за Богом не нужно. Если мы попросим Его о помощи, Он поможет, если мы попросим Его о помощи в другом храме, то Он тоже поможет. Так есть ли смысл тратить деньги на проезд и ехать в другой конец города?
- Почему священники обычно не назначают епитимию? Или это только у нас в храме так принято?
Епитимия — духовное лекарство, способ врачевания кающегося грешника, заключающийся в исполнении им дел благочестия, определенных его духовником. Епитимия – духовно-исправительная мера, направленная на исправление человека, она – средство помощи кающемуся в борьбе с грехом. В нашем обществе не так уж сильно велико влияние священника, вернее его слов на человека. Тут, бывает, попросишь кого-либо о помощи в храмовых нуждах, и того не дождешься, что уж говорить о наказаниях за грехи. Это возможно лишь тогда, когда у человека со священником появился «особый контакт», когда священник становится духовником. Ну, а если вам так сильно хочется понести наказание за свое прегрешение, попросите об этом батюшку сами.
Господи, у меня все плохо. А как Твои дела?
Давайте на минуточку послушаем себя во время молитвы, дома или в храме, это неважно. Что мы говорим Богу? О чем Его просим? По какому поводу ставим свечи?
Конечно же, зачастую приход человека в храм обусловлен скорбью или нестроением, что можно понять: если все хорошо, то о чем же просить? Такое впечатление складывается, что церковь — это «Бюро добрых услуг». Что храмы существуют только для того, чтобы просьбы человеческие регистрировать. Но вот если уже долго ходишь в храм, ясно начал понимать, зачем ты это делаешь и можешь объяснить что такое покаяние, например, то о чем в этот момент ты разговариваешь с Богом???
Молитва — это диалог с Богом. Что такое диалог, и как он выглядит можно рассмотреть на примере собственных отношений в семье. Мы часто интересуемся у жены или мужа об их делах на работе, детей учим жизни, спрашиваем совета у родителей. Вместе радуемся и печалимся, веселимся и унываем. Но ведь, если задуматься, мы же не ограничиваем свои разговоры в семье только словами «дай», «за что?» и «сколько еще терпеть?»…
Но почему же мы не можем применить такую систему отношений к Богу? Почему мы не придем и не расскажем Ему о своих успехах и радостях, почему не спросим совета перед важным решением, почему просто не станем перед иконой и не помолчим о чем то важном, для меня и для Него???
Как бы разнообразилась наша духовная жизнь, если бы мы разнообразили и свое общение с Творцом. Попробуем?
Будем же стараться понимать смысл наших действий в храме, чтобы практика нашего православия была угодна Богу.