
Людмила Громокова» «Взрослые отучили детей читать»
Библиотекарь – есть в этой профессии какое-то неповторимое обаяние, то, что вызывает в памяти ассоциации с шелестом сухих страниц, уютным полумраком читального зала, благоговейной тишиной, повисшей меж стеллажей, плотно уставленных книжными томами. Заведующая библиотекой Луганского Строительного колледжа Людмила Михайловна Громокова опасается, что эти милые сердцу образы могут истончиться и рассыпаться в прах, уступив напору времени и холодному мерцанию мониторов.
Скажите, у вас не создается ощущение, что книга, чтение как таковое уходят в небытие?
Иногда, да, но понимаю что — нет. Я понимаю, что сейчас, например, начинается учебный процесс и читать молодежи, конечно же, не хочется. Но я помню, себя студенткой, мы изучали «Войну и мир» целый месяц, сейчас же на этот великолепный роман отводится только неделя. Раньше мы находили книгу и держали ее благоговейно, она была для нас чуть ли не каким-то священным предметом… Кстати «Война и мир» — мое любимое произведение, особенно мне нравится образ Наташи Ростовой, и всякий раз, когда я вижу фильм снятый по этому роману, то сравниваю его с прежними впечатлениями, что остались после прочтения книги. Раньше я не могла понять, как это говорят, мол, машина заменит человека, но работая в библиотеке, я это осознала. У нас — библиотекарей, конечно же, есть компьютеры, и мы ими пользуемся, они имеют ценность в нашей работе, благодаря своей оперативности. Но студенты прибегают к нам, в основном за тем, чтобы в интернете посмотреть о чем то, или иное произведение, и все. Мы в свое время стояли в очередях в библиотеки, читали романы, да еще и пользовались критической литературой, анализировали и переживали….
В то, что дети таковы, виноваты не они, а сложившаяся система. Мы – взрослые, сами воспитываем их такими: удобнее показать мультик, а не прочитать книгу. Но после книги мысли и впечатления остаются в мозгу, а после просмотра мультфильма — только готовые визуальные образы.
Но я, например, могу прочитать информацию в книге, и ее же в – компьютере, в чем же разница?
Когда мы хотим получить какую — либо информацию. мы, если говорить о книге, обращаемся к энциклопедии. Кем она создана? Академиками, ученым советом, и сто раз перепроверена. Если мы говорим о получении информации из интернета, то мы найдем сугубо субъективное мнение одного человека. Что такое, например Википедия? Это виртуальная энциклопедия, но только созданная вами, дополненная тоже вами и исправленная вами же… Для меня книга – это объект культуры, а в компьютере можно очень долго рыться во всяком мусоре и ничего подходящего не найти. Конечно же, в компьютерах есть огромный плюс — это актуальность и быстрота! Тем более, что в наше время не каждый сможет купить книжку или прийти в библиотеку. Да и в библиотеку поступают уже больше десятка лет только учебники по школьной программе, а о художественной литературе не приходится и мечтать. В России, посмотрите, какие форумы проходят, какая там литературная жизнь, а у нас с девяностых годов – литературная яма.
Но ведь и в книжной лавке сейчас можно найти много ненужной литературы, включая откровенную пошлость…
Да, согласна, это и меня очень возмущает. Сегодня книга с не очень добросовестным содержанием будет опубликована, а завтра может лечь на стол к ребенку и на парту в школе. Нужно признать, что есть такие книги, которые не то что бы читать, а в руки брать стыдно. И больше всего поражает, когда наши земляки, луганчане пишут гадости о Луганске и его жителях, видя это, просто слезы на глаза наворачиваются. Хорошую, достойную книгу найти тоже нелегко.
Часто ли сейчас молодежь посещает библиотеку и что у нее вызывает наибольший интерес?
Студенты посещают библиотеку часто, но приходят к нам они, в основном, чтобы сесть за компьютер, воспользоваться интернетом. Повторюсь, система воспитала ребенка так, что книга ему стала не нужна. Но ведь она же, как живая, запах и шелест страниц, с ней можно работать, прочесть, вернуться к прочитанному, пометить интересный отрывок. А что в компьютере? Все визуально… Он отучает человека думать. Вот интересный пример: когда мы обучались на Украине, то «Преступление и наказание» Достоевского в переводе называлось «Злочин i кара». Пришел студент ко мне за этим произведением и говорит: «Мне «Злочин i кара», я ему принесла «Преступление и наказание», но он остался неудовлетворенным, ему не то подали… Сейчас работники библиотеки стараются отойти от старых стереотипов и придумывают новые формы привлечения молодежи к чтению, но, чтобы выработать их нужно время.
Есть ли в ваших библиотечных архивах духовная литература?
Духовной литературы у нас нет совсем. В некоторых библиотеках Луганска хранятся отдельные экземпляры, но наша этим не богата. В Областной библиотеке проходила выставка Православной книги, сейчас в Художественном музее идет выставка икон, но там и книги представлены. У меня есть в планах повести студентов на эти мероприятия, но очень хотелось бы, чтобы и у нас проходило что-то подобное.
То есть все-таки нужно пополнять библиотеку духовной литературой?
Конечно же, да! Только есть проблема, мы сейчас еще не готовы к этому. Но сегодня мы посмотрим на книгу, завтра возьмем ее в руки, а потом уже начнем ее читать. Если человеку постоянно говорить что он медведь, то он им станет. Нас раньше воспитывали без Бога, почему же мы сейчас не можем начать воспитывать общество хотя бы при помощи духовной литературы?
Вы человек, живущий библиотекой и книгами. Есть ли у вас заветная мечта, связанная с нашим обществом и литературой?
Все взаимосвязано. Невозможно изменить отношение к миру, не меняя отношения к книге. Мне бы очень хотелось, чтобы молодые вынули, наконец, наушники из ушей, услышали и увидели окружающий мир, и начали с ним дружить и общаться.
Беседовал протоиерей Николай Шкондин.